Экспедиция К.А.Акишева в течение 4-х лет производила раскопки больших курганов в урочище Бесшатыр. Он строился с размахом: насчитывает 31 курган, некоторые из которых так велики, что воображение археологов невольно ассоциировало их с гигантскими египетскими пирамидами. Было чему удивляться: один курган имел диаметр 105 м. и высоту 17 м.! Интересной особенностью этих курганов явились подземные катакомбы, выбитые в плотном щебенистом грунте. Они составляют целый лабиринт, из которого только один ход ведет к деревянной усыпальнице. Зачем понадобились предкам эти подземные сооружения, каково их практическое назначение? Это не ясно до сих пор. Исключительно ценный в научном отношении и обильный по числу находок материал был получен в 1970 году в результате исследования одного из курганов близ города Иссык, неподалеку от Алматы. В этом единственном уцелевшем «царском» захоронении было найдено погребение «человека в золотой одежде». «Золотой человек» жил предположительно в V-IV в. до н.э. В его погребении было найдено много предметов, содержащих очень интересную информацию. Вообще каждый предмет иссыкского кургана был «говорящим», ведь как мы уже выяснили, это был «царский» курган. Как одинокие стражи древности возвышаются молчаливые курганы в казахстанской степи. Подобные курганы обнаружены и в Хакасии.[8] «Археологические исследования свидетельствуют о том, что курганный обряд погребений не находит истоков в тысячелетиями складывавшихся древних культурах VIII – I тыс. до н.э. ни в Северо-Западном Причерноморье и Средиземноморье, ни в Передней Азии, ни в горах Иранского и Иракского Курдистана, ни в Северной Месопотамии, ни в глубинах Центральной Азии и Индостана. Нет истоков этого обряда в древнейших культурах неолита и древней бронзы, ни у племен Западной Европы и Кавказа, не известен он и племенам финно-угорской общности. Таким образом, погребальный обряд является самым стойким этническим определителем племен древнего Казахстана». [15] Экспедиция ученого К.А. Акишева обнаружила целый ряд таких погребений: на реке Талгар – Новоалексеевский могильник, в этом же направлении на берегах реки Большой и Малой Алматинки, на берегах рек Или, Каракемер, Тургень, Каратал, Аксу, Аягуз до озера Зайсан – Чиликтинские погребения и Пазырыкские курганы на Алтае. Изучение показало, что все эти могильники объединяет единство основных компонентов культуры. Так как же понимать именно такую форму надмогильных курганов? Неожиданный ответ на этот вопрос мы нашли у исследователя Туякбаевой Б.Т., которая связывает в одно целое ряд мнений о том, что голова человека является вместилищем жизни и души и именно от нее исходит побуждающая возрождение природы животворящая сила души. «В плане сакрального значения головы… интерес представляет и коническая форма шапок у скифов, саков, зороастрийских магов, манихеев и суфиев, аналогичная форма курганов – надмогильных сооружений кочевников Средней Азии и шатровых мавзолеев, возникших вследствие влияния Ислама. На наш взгляд, в этих параллелях обнаруживается общность понятий головы и могилы как вместилищ человеческой души». [15] Мы добавили бы к этому что это, возможно, восходит к теории «Мировой горы» и к древней зороастрийской легенде о том, что арии знали дорогу к Великой Горе – «Царству душ».